Святитель Тихон Задонский (1724–1783), епископ Воронежский и Елецкий, Задонский чудотворец, святитель, богослов. В миру Тимофей Савельевич Кириллов-Соколов, родился в 1724 году в семье Савелия Кириллова, дьячка села Короцка Валдайского уезда Новгородской губернии. Отец его вскоре умер. Семья осталась в такой бедности, что однажды мать решила отдать младшего сына богатому ямщику, который хотел его усыновить. Старший сын ее, Петр, занявший отцовское место причетника, умолил ее не делать этого. «Мы научим Тиму читать, – говорил он, – и он будет где-нибудь пономарем!» В 1737 г. он был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском доме. В 1740 году принят на казенное содержание в устроенную в Новгороде семинарию. Тимофей учился хорошо, даже по ночам. А шаловливые его сверстники дразнили серьезного мальчика, пели ему величание и кадили ему лаптями. Из-за недостатка преподавателей годы обучения составили 14 лет. Курс он окончил в 30 лет.
В 1754 по окончании семинарии Тимофей был оставлен в ней преподавателем, сначала греческого языка, затем риторики и философии. В 1758 г. он был пострижен в монашество с именем Тихона и назначен на должность префекта семинарии. В 1759 г. его в сане иеромонаха переведен в Тверскую епархию. Там он был назначен архимандритом Желтикова монастыря. В 1760 году будущий святитель был поставлен настоятелем Отрочь монастыря, с определением «быть ректором Тверской семинарии и богословия учителем». Он читал лекции по нравственному богословию, впервые по-русски вместо общепринятого в то время латинского языка, и при этом так увлекательно, что слушать его собиралось много посторонних лиц. 13 мая 1761 года был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского с тем, чтобы, управляя Хутынским монастырем, быть викарием Новгородского архиерея.
Молодого архимандрита предполагали перевести в Троице-Сергиеву Лавру, но в Петербурге при избрании Новгородского викария, на Пасху, из 8 жребиев трижды вынималось его имя. В сильном волнении въезжал преосвященный Тихон в Новгород, город, в котором прошла его юность. Среди встречавшего его духовенства были и бывшие его сверстники, и он шутливо напомнил им их детские шалости.
В 1763 году после кончины епископа Воронежского и Елецкого Иоанникия (Павлуцкого), он получил новое назначение – на Воронежскую кафедру. Епархия была огромная: от Орла до Черного моря, и она была запущена. Духовенства было мало, население, сильно разбросанное, одичало и было невежественно и суеверно. Среди высшего класса было много неверующих. Горячо принялся за работу молодой епископ. Он объезжал огромную епархию, почти всю покрытую дремучими лесами или степью, часто просто верхом. Завел школы и проповедничество, чего до него не было; научил народ чтить Божий храм и священников, а от богатых и знатных требовал милосердия к бедным.
Приняв управление Воронежскою паствой, святитель Тихон направил свое внимание на улучшение нравственного состояния духовенства. Он напечатал для раздачи священникам свое сочинение, называемое «Должность священническая о седьми святых тайнах», и в дополнение издал «Прибавление к должности священнической о тайне святого покаяния».
Святитель Тихон воссоздает Воронежскую семинарию. Он лично ей руководил, постоянно беседовал с учениками и посещал занятия, составил особые правила для семинаристов, тратил большие средства (в том числе и свои личные) на содержание и поощрение учащихся, приглашал преподавать лучших выпускников духовных академий и семинарий, начал создавать библиотеку. Трудами молитвами епископа Тихона Воронежская семинария твердо стала на ноги. Для поучения народа установил в Воронеже открытое преподавание Закона Божия по воскресным дням, перед литургией в соборном храме.
Только четыре года и семь месяцев управлял святитель Тихон Воронежскою паствой. Иноческие подвиги, пастырские труды, заботы и огорчения, бывшие следствием различных препятствий к исполнению его благих намерений, расстроили его здоровье. Его влекли уединение и молитва: он подал прошение об увольнении его на покой.
В 1767 году он был отставлен от управления епархией с назначением ему пенсии в размере 500 рублей. Для пребывания своего на покое избрал сперва заштатный Толшевский Преображенский монастырь, но ввиду неблагоприятной для его здоровья местности перешел в 1769 году в Богородицкий монастырь в Тешевке (с 1779 года – Задонске).
Здесь он, прежде всего, раздал все свои вещи, оставив себе лишь самое необходимое. Пенсию свою он также раздавал нуждающимся. Во время своего очень скромного обеда он всегда сокрушался о тех, кто и этого не имел. Часто выходил он под видом простого инока на базарную площадь, чтобы расспрашивать приезжих крестьян об их нуждах и посылать им помощь. Святитель Тихон трудился, благотворил, построил богадельню в городе Ливны Орловской губернии.
День он проводил так: бывал всегда на ранней литургии, после нее писал; за обедом слушал чтение Ветхого Завета и после краткого отдыха читал жития святых и творения Иоанна Златоустого, а после вечерни – Новый Завет. Этот обычный дневной порядок прерывался делами милосердия, приемом посетителей и работой в саду, которую он очень любил.
Святитель Тихон не всем желающим монашества давал на это благословение. Он обыкновенно давал этим лицам совет жить в миру по-христиански. Но он очень заботился о тех, в ком видел настоящую склонность к монашеству. Так, две его духовные дочери постриглись с наречением им имен Маргарита и Евпраксия и возобновили сгоревший Елецкий монастырь.
Последние годы своей жизни святитель Тихон посвятил молитве и почти полному уединению, готовясь к смерти. В это время Задонск стал городом, и в монастыре временно поместили тюрьму. Выходы свои святитель Тихон уже прекратил совсем, только эту тюрьму он посещал по ночам – ради утешения и заботы о заключенных.
Скончался 13 августа 1783 года в возрасте 59 лет. Трудами архиепископа Воронежского Антония (Смирницкого) были обретены мощи преосвященного Тихона и подготовлены материалы для канонизации, которая состоялась в 1861 году.
В качестве литературного наследия от святителя Тихона Задонского дошло множество сочинений. Среди них встречаются наставления нравственного, аскетического и догматического характера. В качестве наиболее известных произведений можно выделить: «Наставления, писанные для монашествующих», «Об истинном христианстве. Книга 1-2», «Некие примечания, из Св. Писания выбранные, пробуждающие грешника от сна греховного и к покаянию призывающие, с последующими образами», «Письма келейные и другие творения», «Должность священническая», «Плоть и дух», «Сокровище духовное от мира собираемое».
1. Сокровище духовное, от мира собираемое: из творений св. отца нашего Тихона Задонского. Ч. 1-4. – СПб.: Синод. тип., 1884–1885.
2. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского: в 5 т. – 5-е изд., репр. – М.: Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.
1. Гавриил (Мельников Д.В.), иеромонах. Тайны черновиков св. Тихона Задонского // Вестник Воронежского государственного университета: Филология, журналистика. – 2017. – №2. – С. 47-52.
2. Жития святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. – 286 с.
3. Иоанн (Маслов), схиархим. О слове Божием (к 200-летию преставления святителя Тихона Задонского) // Журнал Московской Патриархии. 1983. – № 6. – С. 46-47.
4. Иоанн (Маслов), схиархим. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении; статьи разных лет. – 2-е изд. – М.: АОЗТ «Самшит», 1995. – 508 с.
5. Лебедев А. (прот.) Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец. – 3-е изд. – СПб.: тип. Смирнова, 1896. – 240 с.
6. Попов Т.Д., свящ. Святитель Тихон Задонский и его нравоучение. – М.: Тип. Кушнерова, 1916. – 411 с.
Житие святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца // Липецкая митрополия.
Святитель Тихон Задонский (Соколов) // Азбука.ру.
Святитель Тихон, Задонский чудотворец // Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь.
Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский // Правмир.
Чижова М. «Российский златоуст». Ко дню памяти святителя Тихона, Задонского чудотворца // Православие.ру.