Москаленко Константин Александрович
1917–1984

Москаленко Константин Александрович

Константин Александрович Москаленко – учёный-педагог-новатор, доцент Липецкого государственного педагогического института, основоположник «липецкого опыта» школьного обучения, отличник просвещения СССР. Константин Александрович родился 3 июня 1917 года на станции Хутор-Михайловский Сумской губернии. В 1938 году юноша оканчивает 10-месячные учительские курсы по подготовке учителей 5-7-х классов при Воронежском педагогическом институте и начинает педагогическую деятельность учителем средней школы села Евстратовка Россошанского района Воронежской области. В 1941 году он назначается директором Александровской средней школы. Его талант организатора был быстро замечен, и в феврале 1942 года его переводят на должность школьного инспектора роно в Россошанский район Воронежской области. В 1942 году Москаленко добровольцем ушел на фронт, награждён пятью медалями, был участником Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. После Великой Отечественной войны Константин Александрович работал в Ульяновской области в обкоме и горкоме ВЛКСМ, инспектором облоно, директором школы. В 1950 году он переехал в Воронеж, окончил аспирантуру при педагогическом институте.

18 декабря 1954 года Константина Александровича назначили заведующим кафедрой педагогики и психологии Липецкого педагогического института. К этому времени им уже была разработана концепция реформирования дидактического процесса на основе изменения традиционной структуры урока. Ее психолого-педагогическое обоснование было воплощено в кандидатской диссертации «Оценка знаний учащихся при закреплении нового материала и ее психологическое значение». В 1962 году после выступления Константина Москаленко «О совершенствовании урока и методов обучения» коллегия Министерства просвещения РСФСР одобрила липецкий опыт и рекомендовала его к внедрению. В этом же году в Липецке состоялась мощная республиканская научно-практическая конференция, посвященная опыту рациональной организации урока.

Эксперимент получил широкую поддержку и распространение во всех союзных республиках СССР, а также за границей. И сам новатор, и его кафедра в то время получали очень много благодарственных писем от учителей из всех уголков Советского Союза и из зарубежных стран: Китая, Болгарии, Венгрии и др. Этот период стал судьбоносным для методических и технологических идей Москаленко, наступила фаза их оформления в высокоэффективную дидактическую систему начального обучения.
Труды К.А. Москаленко легли в основу знаменитого «липецкого метода» учителей-новаторов. Его З0-летняя работа в Липецком пединституте и помощь учителям в организации урока отмечены орденом Трудового Красного Знамени, медалями, присуждением званий «Отличник просвещения СССР», «Отличник народного просвещения РСФСР».

Москаленко Константин Александрович

К.А. Москаленко умер 30 сентября 1984 года. Его именем названа улица в г. Липецке (1999) и лицей № 3, где проводился эксперимент по внедрению его методики обучения. С целью поддержки педагогического новаторства в Липецкой области учреждена ежегодная областная премия им. К.А. Москаленко (2002).

ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Работы К.А. Москаленко

1. Комментированные упражнения / К.А. Москаленко, методист, канд. пед. наук; Липец. обл. отд. нар. образования. Ин-т усовершенствования учителей. Обл. отд-ние Пед. о-ва РСФСР. – Липецк: Газ. «Ленинское знамя», 1961. – 63 с.
2. Сборник педагогических статей / К.А. Москаленко. – Липецк, 1995. – 144 с.
3. Автобиография / К.А. Москаленко. – липецкий областной краеведческий музей. – НВ 6773/7. – 2 л.
4. Москаленко К.А. Психолого-педагогические основы повышения эффективности урока / М-во просвещения РСФСР. Воронежский гос. пед. ин-т. – Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1968. – 160 с.

Публикации

1. Богуславский М.В. Анатомия липецкого опыта: методический прорыв Константина Москаленко: 60 лет спустя // Учительская газета. ‒ 2021. ‒ 24 авг. (№ 34). ‒ С. 20-21.
2. Варганова Л.Д. Формирование учебных действий на уроках в начальной школе средствами дидактической системы К.А. Москаленко // Региональное образование: современные тенденции. ‒ 2017. ‒ № 2. ‒ С. 19-20.
3. Жуденкова М.А. Использование педагогических идей К.А. Москаленко в реализации ФГОС НОО / М.А. Жуденкова // Региональное образование: современные тенденции. ‒ 2017. ‒ № 2. ‒ С. 16-18.
4. Кантур О.Н. Педагогическая система К.А. Москаленко // Региональное образование: современные тенденции. ‒ 2017. ‒ № 2. ‒ С. 12-16.
5. Кудаева М. Мастера урока: феномен Константина Москаленко: липецкий опыт // Липецкая газета. ‒ 2017.
6. Лаврова Л.Н. Воспоминания об ученом, педагоге, коллеге... // Региональное образование: современные тенденции. ‒ 2017. ‒ № 2. ‒ С. 8-9.
7. Пажитных Ю. Миссия Прометея // Липецкие известия. ‒ 2017. ‒ № 23. ‒ С. 6.
8. Тюнина С.В. Развитие педагогических идей К.А. Москаленко в условиях современного образовательного пространства // Региональное образование: современные тенденции. ‒ 2017. ‒ № 2. ‒ С. 10-12.
9. Шахов В.В. Москаленко Константин Александрович // Липецкая энциклопедия. – Липецк, 2000. – Т. 2. – С. 369.
10. Шкатова О. «Липецкий опыт» Константина Москаленко: сегодня исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося педагога-новатора // Липецкая газета. ‒ 2017.
11. Шопина Л.П. Педагогическая траектория жизни К.А. Москаленко: монография / Л.П. Шопина. ‒ Липецк: Липец. гос. пед. ун-т, 2019. ‒ 205 с.

Интернет-ресурсы

Анатомия липецкого опыта. Методический прорыв Константина Москаленко: 60 лет спустя // ЛГПУ.

Константин Александрович Москаленко // МБОУ СОШ «Лицей №3 им. К.А. Москаленко» г. Липецка.

Москаленко Константин Александрович // LipetskMedia.ru

Москаленко Константин Александрович // Краеведческий календарь «События и даты Липецкого края»