Константин Александрович Москаленко – учёный-педагог-новатор, доцент Липецкого государственного педагогического института, основоположник «липецкого опыта» школьного обучения, отличник просвещения СССР. Константин Александрович родился 3 июня 1917 года на станции Хутор-Михайловский Сумской губернии. В 1938 году юноша оканчивает 10-месячные учительские курсы по подготовке учителей 5-7-х классов при Воронежском педагогическом институте и начинает педагогическую деятельность учителем средней школы села Евстратовка Россошанского района Воронежской области. В 1941 году он назначается директором Александровской средней школы. Его талант организатора был быстро замечен, и в феврале 1942 года его переводят на должность школьного инспектора роно в Россошанский район Воронежской области. В 1942 году Москаленко добровольцем ушел на фронт, награждён пятью медалями, был участником Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. После Великой Отечественной войны Константин Александрович работал в Ульяновской области в обкоме и горкоме ВЛКСМ, инспектором облоно, директором школы. В 1950 году он переехал в Воронеж, окончил аспирантуру при педагогическом институте.
18 декабря 1954 года Константина Александровича назначили заведующим кафедрой педагогики и психологии Липецкого педагогического института. К этому времени им уже была разработана концепция реформирования дидактического процесса на основе изменения традиционной структуры урока. Ее психолого-педагогическое обоснование было воплощено в кандидатской диссертации «Оценка знаний учащихся при закреплении нового материала и ее психологическое значение». В 1962 году после выступления Константина Москаленко «О совершенствовании урока и методов обучения» коллегия Министерства просвещения РСФСР одобрила липецкий опыт и рекомендовала его к внедрению. В этом же году в Липецке состоялась мощная республиканская научно-практическая конференция, посвященная опыту рациональной организации урока.
Эксперимент получил широкую поддержку и распространение во всех союзных республиках СССР, а также за границей. И сам новатор, и его кафедра в то время получали очень много благодарственных писем от учителей из всех уголков Советского Союза и из зарубежных стран: Китая, Болгарии, Венгрии и др. Этот период стал судьбоносным для методических и технологических идей Москаленко, наступила фаза их оформления в высокоэффективную дидактическую систему начального обучения.
Труды К.А. Москаленко легли в основу знаменитого «липецкого метода» учителей-новаторов. Его З0-летняя работа в Липецком пединституте и помощь учителям в организации урока отмечены орденом Трудового Красного Знамени, медалями, присуждением званий «Отличник просвещения СССР», «Отличник народного просвещения РСФСР».
К.А. Москаленко умер 30 сентября 1984 года. Его именем названа улица в г. Липецке (1999) и лицей № 3, где проводился эксперимент по внедрению его методики обучения. С целью поддержки педагогического новаторства в Липецкой области учреждена ежегодная областная премия им. К.А. Москаленко (2002).
1. Комментированные упражнения / К.А. Москаленко, методист, канд. пед. наук; Липец. обл. отд. нар. образования. Ин-т усовершенствования учителей. Обл. отд-ние Пед. о-ва РСФСР. – Липецк: Газ. «Ленинское знамя», 1961. – 63 с.
2. Сборник педагогических статей / К.А. Москаленко. – Липецк, 1995. – 144 с.
3. Автобиография / К.А. Москаленко. – липецкий областной краеведческий музей. – НВ 6773/7. – 2 л.
4. Москаленко К.А. Психолого-педагогические основы повышения эффективности урока / М-во просвещения РСФСР. Воронежский гос. пед. ин-т. – Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1968. – 160 с.
1. Богуславский М.В. Анатомия липецкого опыта: методический прорыв Константина Москаленко: 60 лет спустя // Учительская газета. ‒ 2021. ‒ 24 авг. (№ 34). ‒ С. 20-21.
2. Варганова Л.Д. Формирование учебных действий на уроках в начальной школе средствами дидактической системы К.А. Москаленко // Региональное образование: современные тенденции. ‒ 2017. ‒ № 2. ‒ С. 19-20.
3. Жуденкова М.А. Использование педагогических идей К.А. Москаленко в реализации ФГОС НОО / М.А. Жуденкова // Региональное образование: современные тенденции. ‒ 2017. ‒ № 2. ‒ С. 16-18.
4. Кантур О.Н. Педагогическая система К.А. Москаленко // Региональное образование: современные тенденции. ‒ 2017. ‒ № 2. ‒ С. 12-16.
5. Кудаева М. Мастера урока: феномен Константина Москаленко: липецкий опыт // Липецкая газета. ‒ 2017.
6. Лаврова Л.Н. Воспоминания об ученом, педагоге, коллеге... // Региональное образование: современные тенденции. ‒ 2017. ‒ № 2. ‒ С. 8-9.
7. Пажитных Ю. Миссия Прометея // Липецкие известия. ‒ 2017. ‒ № 23. ‒ С. 6.
8. Тюнина С.В. Развитие педагогических идей К.А. Москаленко в условиях современного образовательного пространства // Региональное образование: современные тенденции. ‒ 2017. ‒ № 2. ‒ С. 10-12.
9. Шахов В.В. Москаленко Константин Александрович // Липецкая энциклопедия. – Липецк, 2000. – Т. 2. – С. 369.
10. Шкатова О. «Липецкий опыт» Константина Москаленко: сегодня исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося педагога-новатора // Липецкая газета. ‒ 2017.
11. Шопина Л.П. Педагогическая траектория жизни К.А. Москаленко: монография / Л.П. Шопина. ‒ Липецк: Липец. гос. пед. ун-т, 2019. ‒ 205 с.
Анатомия липецкого опыта. Методический прорыв Константина Москаленко: 60 лет спустя // ЛГПУ.
Константин Александрович Москаленко // МБОУ СОШ «Лицей №3 им. К.А. Москаленко» г. Липецка.
Москаленко Константин Александрович // LipetskMedia.ru
Москаленко Константин Александрович // Краеведческий календарь «События и даты Липецкого края»